Распоряжение, дополняющее перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, указанными товарными группами было подписано Председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным и опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.
«С учетом результатов работы системы маркировки в товарных группах, где она уже внедрена, а также значительных эффектов, полученных по другим товарным группам, Правительством РФ принято решение начать с 1 сентября маркировку сразу шести новых товарных групп. Все технологии в новых категориях были многократно протестированы в ходе экспериментов или в ходе работы с другими товарными группами. В частности, соки и сладкие напитки производятся в тех же видах упаковки, что и вода, пиво, молоко, где маркировка уже действует. Оборудования и необходимых расходных материалов на рынке также достаточно на все товарные группы»,
– сказала заместитель Министра промышленности и торговли Екатерина Приезжева.
Медизделия
Эксперимент по маркировке медизделий стартовал в России 15 февраля 2022 года и продлится до 31 августа 2023 года. В нем приняли участие 4338 компаний, в том числе 116 производителей. В ходе эксперимента нанесено почти 11 тысяч кодов маркировки, выпущено – 5,6 млн кодов, описано 868 карточек товаров.
Маркировка медицинских изделий призвана освободить рынок от фальсификата и контролировать распределение медизделий за счет бюджетных средств в больницы и для льготных категорий граждан.
Вода для детского питания
Данное решение является частью процесса внедрения маркировки всей упакованной воды, начавшемся с 1 декабря 2021 года с минеральной воды и охватившем сегмент остальной упакованной питьевой воды с 1 марта 2022 года.
С введением требований в отношении детской воды системой маркировки будет охвачен весь сегмент оборота упакованной воды.
По данным Роспотребнадзора упакованную воду, предназначенную для детского питания, производят 27 юридических лиц. По информации ООО «Оператор-ЦРПТ» (оператор системы маркировки в Российской Федерации), данные организации уже зарегистрированы в системе маркировки.
Необходимо отметить, что к этапу запуска обязательной маркировки упакованной воды суммарно (к 1 декабря 2021 г. и к 1 марта 2022 г.) в стране было оснащено специализированным оборудованием 1272 предприятия (порядка 1500 производственных линий).
Соки и сладкие напитки
Вопрос маркировки безалкогольных напитков и соков неоднократно обсуждался на площадке Аппарата Правительства Российской Федерации.
Учитывая решения, связанные с введением акциза на сахаросодержащие напитки, инструментарий информационной системы маркировки сможет предоставить участникам оборота и контрольным (надзорным) ведомствам удобный функционал, позволяющий выполнять новые требования.
Поскольку при производстве указанной продукции используются те же форм-факторы упаковки, что уже маркируются в рамках требований об обязательной маркировке молочной продукции, упакованной воды и пивной продукции, а такие участники оборота зачастую уже находятся в периметре проекта маркировки, Правительством Российской Федерации было принято постановление об утверждении отраслевых Правил обязательной маркировки.
Стоит отметить, что введению обязательной маркировки предшествует добровольный эксперимент, который начнется с 1 июня 2023 г. и продлится до 31 августа 2023 г. В рамках данного эксперимента участники смогут апробировать технические решения, необходимые для внедрения процессов маркировки, а также использовать типовые технические решения, которые были успешно протестированы при введении обязательной маркировки других пищевых товарных групп.
Биологически активные добавки
Эксперимент по маркировке БАД к пище проходил в период с 1 мая 2021 г. по 28 февраля 2023 г., за время эксперимента в системе маркировки зарегистрировалось порядка 5 тыс. участников оборота, из которых более 300 – производители.
Протестированы все типы упаковки для нанесения, в том числе новые для проекта маркировки – тубы и скрутки.
Исходя из результатов эксперимента и возможности применения соответствующих технологических решений, Правительством Российской Федерации было принято решение о введении обязательной маркировки.
Важно отметить, что с инициативой обязательной маркировки БАД, в качестве комплексного подхода к обеспечению защиты здоровья потребителей, выступил Роспотребнадзор.
Введение маркировки позволит идентифицировать продукцию в качестве биологически активной добавки к пище, вести достоверную статистику об обороте БАД на территории Российской Федерации, а также эффективно противодействовать их незаконному обороту.
Антисептики
Маркировка в этой категории вводится по инициативе бизнес-сообщества и призвана сократить нелегальный оборот антисептической продукции.
В эксперименте по маркировке антисептиков приняли участие 7828 компаний, в том числе 152 производителя. За время эксперимента проведены испытания по нанесению средств идентификации как на отечественную, так и на импортную продукцию, тестирование охватило все распространенные виды упаковок: флаконы от 10 миллилитров до 1 литра, бутылки, канистры, тубы, коробки и флоу-паки (герметичные трехшовные пакеты применяются, например, для фасовки влажных салфеток). Также в ходе пилотного проекта была протестирована прослеживаемость полных цепочек движения товаров вплоть до продаж на кассах, в том числе с передачей информации с использованием электронного документооборота.
Кресла-коляски
Эксперимент по маркировке кресел-колясок проходил с 1 сентября 2019 года по 1 июня 2021 года. В эксперименте приняли участие более 1700 организаций. Кресла-коляски являются социально значимой продукцией и требуют повышенного контроля и внимания по стороны государства в части обеспечения прослеживаемости их производства и оборота в соответствии со всеми установленными требованиями к качеству и безопасности для потребителей.